История храма
В 1993 году был собран сход граждан х. Гавердовского для решения вопроса о строительстве храма и основании православной религиозной организации в х. Гавердовском. Сход вынес решение: храм необходимо строить и религиозную организацию зарегистрировать нужно. В этом же году была создана православная религиозная организация, зарегистрирована в Минюсте, первым настоятелем был назначен иерей Александр Наумов, им был поставлен пожертвованный железнодорожный вагон, в котором начали совершать богослужения. С 1998 года настоятелем был назначен иерей Виктор Белых. С его участием началось строительство храма. Был выкопан котлован под фундамент, залит фундамент, выстроен цокольный этаж храма, в нем была произведена внутренняя отделка и с осени 2005 года Богослужения стали совершаться здесь. А в вагоне была устроена ризница и воскресная школа. Территория Храма состоит: Храм, колокольня, каменная часовня над источником и два сруба купели (мужская/женская), хоз. сарай, туалет. Здание церкви в своем строительном комплексе имеет два храма – Верхний основной придел священ в честь Успения Пресвятой Богородицы и Нижний придел (цоколь) – священ в честь Живоносного источника.
В комплекс Храма входит часовня в честь «Живоносного источника» с прилегающими к ней двумя общественными купальнями (деревянный сруб).
Здание храма построено из кирпича, внутри оштукатурено песчано-известковым раствором , по шпаклёвано, покрашено водо-эмульсионкой, и стоит на фундаменте из блоков. Снаружи стены из красного кирпича не оштукатурены. С двумя куполами, крыша покрыта профнастилом. Имеется колокольня, потолок деревянный, покрашен. Пол бетонный облицован плиткой.
Храм отапливается в холодное время года на время богослужения газом (устроено водяное отопление). Здание храма оборудовано тремя входами.
Явление иконы
Явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Живоносный Источник»
В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! He ищи воды далеко, она здесь, близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды,которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же,которую найдешь в источнике, положи на его глаза.Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитвой полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил всеповеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).
Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным Источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.
Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не сможешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала; «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.
В XV столетии известный храм «Живоносного Источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного Источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз над Живоносным Источником воздвигнуть храм. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев его освятил. При храме устроили больницу и богадельню.
Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный Источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, a отвезли тело к Живоносному Источнику‚ там возлили на него три сосуда с живоносной волой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.
Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу
Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного Источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.
Святая икона, именуемая «Живоносный Источник», выглядит так: Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.
Живоносный источник Хутора Гавердовский
Неподалеку от города Майкопа Республики Адыгеи в хуторе Гавердовский располагается признанный Живоносный Источник. Отыскать источник в хуторе не сложно, следует идти на сияние купола храма Успения Пресвятой Богородицы. Родниковая вода выходит из небольшого склона закрытого мощными деревьями, хранящими его от летнего зноя и осенних ветров. Вода стекается в углубление колодезного типа, созданного природой. Здесь же оборудованы купальни. Купель и церковь строились постепенно по коллективной инициативе прихожан и священослужителей храма. По воскресеньям на источнике совершается ведосвятный молебен.
Долгое время это был непримечательный маленький родничок чистой питьевой воды, из которого местные жители брали воду для своих нужд. Но в середине ХХ в. чудодейственные свойства этого источника были открыты маленькой шестилетней девочке и ее матери. Когда они в очередной раз подошли к родничку девочка обратила внимание на небольшое углубление, заполненное чистой водой. На дне этой неглубокой ямки среди травы светился лик Божьей Матери. Девочка подумала, что кто-то обронил сюда образок с изображением Пресвятой Богородицы, и решила достать видимое, но ничего не нашла. И тогда ее мать поняла, что этот источник освящен самой Царицей Небесной и что вода в источнике — чудотворная. Ныне источник, освященный в честь Божьей Матери Марии, именуется «Живоносный источник».
Один из случаев чудесного исцеления водой этого источника произошел в середине 2007 года. Жительница Гавердовского, как рассказывал ее муж, неожиланно ощутила острую сильную боль в правой руке. Создавалось впечатление соприкосновения с кипящей водой: рука до локтя покраснела и сильно распухла. Никакие мази, повязки с болеутоляющем не помогали, a боль становилась невыносимой. И тогда люди, знающие целебную силу этого источника, посоветовали ей опустить руку в воду, взятую из родника. Чудо совершилось на глазах присутствовавших, спустя всего несколько минут покраснение и опухоль исчезли. Эта женщина всею душой и сердцем поверила в чудотворную силу воды родника. А спустя год гости прихода из города Москвы при совершении омовения увидели в туманной дымке над купелью образ Пресвятой Богородицы.
Над источником, по инициативе настоятеля храма и верующих прихожан построена часовня. она так же помогает сохранить источник от дождей и попадания в него мусора и пыли. По воскресеньям из храма на источнике служится водосвятный молебен. Однажды, когда только начали совершать такие молебны, на одном из высоких деревьев возле источника пропел соловей. Ни до, ни после, соловья в поселке никто не слышал. Это был единственный раз, как знак свыше о добром начинании.
Интересно и то, что в настоящее время в самом источнике стала петь маленькая лягушечка. И поет в основном только на молебне, до и после прочтения евангелия. Как тут не вспомнить слова священного Писания: «Всякое дыхание да хвалит Господа…».
Как же возникают на земле такие чудесные источники? Обратимся к рассказу протоиерея Валентина Бирюкова в его книге «На Земле мы только учимся жить.»
«После большевистского переворота безбожники расстреляли священников в логу — в шести км от Бердска. На месте их мученичества забил источник святой воды. Многие от него получали исцеление, стали почитать это место и назвали его «Святой ключ». Но нашлись люди, которые измывались над святым ключом, заваливали его. Люди верующие говорили им: «Будете еще сюда ходить, молиться и плакать!» Один такой борец с отсталостью сказал: «Да ты что, издеваешься? Конечно не буду.» А потом он тяжко заболел, и когда ему ничего не помогло в его болезни, по его же просьбе привезли его на повозке к святому месту, где он ранее кощунствовал, выражался нехорошими словами, смеялся, издевался над этим святым местом, где появилась сила Божия Он встал на колени и просил прощения у этого святого ключа. Покаялся тот человек, вскоре исцелился. И тогда он поверил в Бога, Его благодать, хотя и был великий коммунист. Вот что может Господь, потому что Бог всем творит Любовь и Добро. И только дьявол сеет смерть и зло. В выборе между Богом и дьяволом среди людей идет духовная война на Земле…»»
Из этого рассказа можно сделать вывод, что святые источники возникают по какой-либо важной причине. За прошедшие годы двадцатого столетия произошло много событий: страшные тридцатые годы, тридцать седьмой, затем война 1941-1945 гоодв, кога немецкие войска проникли на Северный Кавказ. В эти годы преследовали священников, верующих — расстрелы, убийства. Здесь, в это время, были леса, где можно было скрыть любое злодейское преступление, проливая кровь неповинных людей. И не они ли омыли своей кровью это место возникновения источника, ставшего святым и целебным? Можно только догадываться… Об этом знает только сам Господь и Его Пресвятая Матерь, которая временами указывает нам, грешным, эти места.
Как же возникают на земле такие чудесные источники? Обратимся к рассказу протоиерея Валентина Бирюкова в его книге «На Земле мы только учимся жить.»
«После большевистского переворота безбожники расстреляли священников в логу — в шести км от Бердска. На месте их мученичества забил источник святой воды. Многие от него получали исцеление, стали почитать это место и назвали его «Святой ключ». Но нашлись люди, которые измывались над святым ключом, заваливали его. Люди верующие говорили им: «Будете еще сюда ходить, молиться и плакать!» Один такой борец с отсталостью сказал: «Да ты что, издеваешься? Конечно не буду.» А потом он тяжко заболел, и когда ему ничего не помогло в его болезни, по его же просьбе привезли его на повозке к святому месту, где он ранее кощунствовал, выражался нехорошими словами, смеялся, издевался над этим святым местом, где появилась сила Божия Он встал на колени и просил прощения у этого святого ключа. Покаялся тот человек, вскоре исцелился. И тогда он поверил в Бога, Его благодать, хотя и был великий коммунист. Вот что может Господь, потому что Бог всем творит Любовь и Добро. И только дьявол сеет смерть и зло. В выборе между Богом и дьяволом среди людей идет духовная война на Земле…»»
Из этого рассказа можно сделать вывод, что святые источники возникают по какой-либо важной причине. За прошедшие годы двадцатого столетия произошло много событий: страшные тридцатые годы, тридцать седьмой, затем война 1941-1945 гоодв, кога немецкие войска проникли на Северный Кавказ. В эти годы преследовали священников, верующих — расстрелы, убийства. Здесь, в это время, были леса, где можно было скрыть любое злодейское преступление, проливая кровь неповинных людей. И не они ли омыли своей кровью это место возникновения источника, ставшего святым и целебным? Можно только догадываться… Об этом знает только сам Господь и Его Пресвятая Матерь, которая временами указывает нам, грешным, эти места.